наш урок



Тема урока: «Задачи на движение»
Тип урока: Урок обобщения.
Цель урока: Научить выбирать алгоритм решения задачи в зависимости от вида движения.
Задачи:                                                                                        
·        Классифицировать задачи по видам движения.
·        Повторить понятия скорости, времени, расстояния, единицы измерения величин.
·        Повторить зависимости величин.
·        Учить анализировать работу группы
·        Учить оценивать свою работу согласно критериям
·        Учить уважать мнение каждого.
·        Развивать устную математическую речь.
·        Воспитывать аккуратность при построении схемы задачи.



Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Осуществляемые действия
Формируемые умения
1. Мотивационно-целевой этап
5 минут











2. Обобщение и систематизация
Чтение задач – 3 мин






Классификация задач – 3 мин








Задание -7 минут










Защита – 10мин

Приветствие.
Предлагаю Вам задание на разминку.
Задание в парах: Классифицируйте слова на 3 группы. И ответьте на вопрос: «О каких понятиях идёт речь?» «Темп, сезон, Дистанция, медленно, иногда,  отдаление, внезапность, путь, пора, ход, близко, далеко, быстро, старина, протяжённость, живость, поспешность, двигатель, когда, год, порой».
скорость
время
расстояние
темп
сезон
дистанция
внезапность
медленно
путь
быстро
иногда
Пора
живость
отдаление
ход
поспешность
старина
Близко
двигатель
когда
далеко
поспешность
Год
Протяжённость

порой

·         Элементами какой системы являются эти понятия? (ДВИЖЕНИЕ).
·         Как обозначают элементы? (Скорость- V, время - t, расстояние - S)
·         Как зависят элементы друг от друга? (Чем больше расстояние, тем больше время. Чем больше скорость, тем меньше время)
·         Какие характеристики у этих элементов? (скорость измеряется в м/мин, м/с, км/ч. Время измеряется в с, ч, сут. Расстояние измеряют в км, м, см и т. д.).
·         Как связаны эти элементы? (Формулой )

Вам представлены 4 задачи. Прочитайте их, найдите общее и разграничьте.
Задача № 1. Первый поезд отошёл от платформы и ехал со скоростью 70км/ч. Через 2 часа, в том же направлении со скоростью 90 км/ч выехал другой поезд. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Задача № 2 Собака гонится за лисицей со скоростью 750 м/мин, а лисица убегает от нее со скоростью 800 м/мин. С какой скоростью изменяется расстояние между собакой и лисицей? Каким оно станет через 8 мин, если сейчас между собакой и лисицей 600 м?
Задача 3. Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого — 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?
Задача 4. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Задача 5. Катер плывет от одной пристани до другой вниз реке 2 ч. Какое расстояние проплыл катер, если его собственная скорость равна 15 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч?  
Задача 6. Моторная лодка за 3 часа проплыла против течения реки 48 км. Найдите скорость лодки, если скорость реки равна 4 км/ч.

·         В чем сходство? (все – задачи на движение).
·         На какие две группы можно разбить эти задачи? по суше и по воде
·         На какие группы разобьём задачи по суше? с отставанием, на движение в противоположных направлениях, в одном направлении
·         На какие группы разобьём задачи по воде? по течению реки, против течения реки).
·         Сколько мы выделили подвидов задач? (6)
·         Достаточно ли только знание формулы для решения задач на движение?
·         Одинаково ли все они решаются? (нет, надо знать способ решения для каждого подвида задач)
Цель урока:  Научить выбирать алгоритм решения задач в зависимости от вида движения.
·         В этом вам поможет опорный лист
·         Заполните первую и вторую строку таблицы.
·         Разбейтесь командами на 6 групп. Для каждой группы – своя задача. Решите задачу и заполните свой столбец в общем виде.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ. План решения задач на движение
Прочитать задачу, осмыслить
Задачи на движение
Суша/вода?
По суше
По воде
Определить направление
В одном направлении
В противоположных направлениях

подвид задачи
вдогонку
С отставанием
навстречу
В разных направлениях
По течению реки
 Против течения реки
Построить схему






Участвующие величины в задаче






Известные величины






Неизвестные величины






Проверить единство единиц измерения






Связать величины







Защита плана. Анализ и коррекция. Запись откорректированного решения.
Прочитать задачу, осмыслить
Задачи на движение
Суша/вода?
По суше
По воде
Определить направление
В одном направлении
В противоположных направлениях

подвид задачи
вдогонку
С отставанием
навстречу
В разных направлениях
По течению реки
 Против течения реки
Построить схему


Участвующие величины в задаче
Известные величины
Отразить в схеме
Отразить в схеме
Отразить в схеме
Отразить в схеме
Отразить в схеме
Отразить в схеме
Неизвестные величины
?
?
?
?
?
?
Проверить единство единиц измерения
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
если величины выражены разными ед.изм., то выразить их в одни и те же
Связать величины
                                                                                                                                                           


Выполняют задание на классификацию понятий
                     



Работают с элементами системы «Движение»





Знакомятся с текстом задач.








Дети сами формулируют проблему и выходят на цель
Группы решают свою задачу и заносят в общем виде план решения в свой столбец

Умение работать с понятием,  умение сравнивать и классифицировать



Умение находить зависимости в системе










Умение выполнять анализ текста задачи, сравнение
3.
Применение способов решения (комплексное задание)

Разноуровневый подход

Решение – 12мин














с/оценка – 2мин









Самостоятельная работа
Предлагаю Вам побыть экскурсоводами и определить подходящий маршрут. Учащимся предлагается экскурсия по реке. Дети готовы начать поход после уроков в 13.00 и потратить на неё два часа. Экскурсовод предложила 3 маршрута на катере: До острова «Ближний», до острова «Дальний» и до достопримечательности города – разводного моста. Расстояние от пристани до острова «Дальний» - 42 км, до острова «Ближний» - на 7 км меньше, а до моста – 25 км. Путь к мосту лежит вверх по реке, а к островам вниз по реке. Рядом с мостом задерживаться водному средству запрещено! Скорость катера – 30км/ч, а течения реки – 5 км/ч. На острове «Ближний» экскурсоводу необходимо провести командную игру на 40 минут.
1 уровень. Постройте модель (схему или таблицу) к задаче и вычислите скорость катера по течению и против, а также до моста и обратно.
2 уровень. Какой маршрут следует выбрать экскурсоводу? Если их несколько, перечислите их. Во сколько школьники прибудут обратно на причал?
3 уровень. Смените средство передвижения на моторную лодку, которая идет со скоростью 60км/ч и ответьте на те же вопросы.
1)      30+5=35 км/ч – скорость по течению
2)      30-5=25 км/ч – скорость против течения
3)      (25:25) *2=2 часа – до моста и обратно
4)      35км/ч=35км за 60 мин или 7 км за 12 мин или 21 км за 36 мин – до острова «Ближний»
5)      36*2+40=112 мин = 1 час 52 мин – экскурсия на остров «Ближний»
6)      35км/ч=35км за 60 мин или 7 км за 12 мин или 42 км за 72 мин = до острова «Дальний»
7)      2*72=144 мин = 2 часа 24 мин–до острова «Дальний» и обратно
8)      13.00+2 часа=15.00
Инструмент оценивания:
1 уровень
Верно выбрано направление течения реки
1 балл
1 уровень
Верно составлена схема
1 балл
1 уровень
На схеме отражены все известные величины
1 балл
1 уровень
Верно найдено время до моста и обратно
1 балл
1 уровень
Верно найдена скорость по течению и против
1 балл
1 уровень
Аккуратность построения чертежа
1 балл
1 уровень
В ответе прописаны все требуемые и найденные величины
1 балл
1 уровень
Записаны последовательно все действия и пояснения к ним
1 балл
2 уровень
Верно переведены единицы измерения в мин
1 балл
2 уровень
Догадались разделить 21км:35км/ч (35 км за 1 час, значит 35 км за 60 мин, или 7км за 12 мин)
2 балла
2 уровень
Верно выбраны маршруты в ответе.
1 балл
2 уровень
Верно определено время возвращения
1 балл
3 уровень
Успешно решена задача 3 уровня
2 балла
Итого максимально – 15 баллов
Выставить оценку:
12-15 баллов – «5»
9 – 11 баллов – «4»
4 – 8  баллов – «3»
1 – 3 балла – «2»

Учащиеся решают задачу






















Учащиеся оценивают свою работу
Умение восприять большой текст задачи, выделить исходные данные

Умение строить информационную модель к задаче

Умение ориентироваться в понятиях («вверх» и «вниз» по реке)

Умение разбивать «сложную» задачу на несколько «простых»

Умение критично оценивать свои знания и силы (выбирают уровень)























Формируется умение оценивать свою работу согласно заданным критериям

Формируется умение видеть недостатки в работе, пробелы в знаниях


4. Итог урока
1 мин
Что мы получили на уроке? (опорный лист) Что он позволит сделать? Почему Вы справились с заданием? А почему у Вас не получилось?
Подводят итог урока

5. Рефлексия
2 мин
Техника опросник «отношений»

Да
Нет
Иногда
Не знаю
Когда я решаю текстовую задачу…




Я часто не понимаю её смысла




Не могу построить к ней схему (таблицу)




Не могу связать известные величины




Я погружаюсь в жизненную ситуацию




Я быстро вспоминаю способ решения таких задач




Я достигаю успеха при решении, если…




Внимательно слушаю объяснение учителя на уроке




Выполняю Д.З.




Часто выхожу к доске




Обращаюсь за помощью к учителю




Когда пользуюсь опорным материалом




Я знаю, что тема мною усвоена, если…




Я получаю хорошие отметки




Я могу объяснить решение задачи




Могу решить разные задачи




Знаю наизусть определения понятий, правила, алгоритмы решения




Учащ-ся заполняют опросник
Умение оценивать результаты обучения, выделять пробелы и успехи

Комментариев нет:

Отправить комментарий